Доклад на тему философия аристотеля критика аристотелем платона

Однако в момент его приезда Платона не было в Академии. Рассмотрев многие предшествующие воззрения относительно души, в отличие от своего учителя, Аристотель подчеркивал роль телесного, физиологического компонента, проявляющегося в ее жизнедеятельности как у животных, гак и у человека. Небо состоит из нескольких концентрических сфер. На космические взгляды Аристотеля заметное влияние оказали предшествовавшие ему воззрения и представления. Аристотель был первым мыслителем, создавшим всестороннюю систему философии, охватившую все сферы человеческого развития: социологию , философию , политику , логику , физику. В этом контексте Аристотель отрицает возможность существования актуально бесконечного тела, которое невозможно наглядно представить.

Место, которое он отводит целевой, или конечной, причине — уступка телеологии. Эта причина, собственно, делает возможным познание завершения развития, реализацию цели, которую Аристотель обозначает понятием энтелехия. Хотя в онтологических воззрениях Аристотеля проявляются определенные элементы идеализма и метафизичности например, в его понимании пространства и времени, конечной причины, принципа целесообразности или понятия энтелехииего убеждение в реальности внешнего мира, подчеркивание значения первых сущностей и производности вторичных, как и его рассуждения о движении в связи с существованием в нем противоречий, несут в себе зародыши материалистического и диалектического понимания действительности, что отмечалось во многих позднейших материалистических концепциях.

Столкновение материалистических и идеалистических тенденций можно найти и в Аристотелевом понимании сознания души. Аристотель придерживается той точки зрения, что душа присуща всем объектам, принадлежащим к живой природе, т.

Отношение души и тела является в определенном смысле аналогией более общего отношения материи и формы.

Душа, по Аристотелю, имеет три различных уровня: вегетативный — душа растений речь идет здесь, собственно, об определенной способности к жизничувственный, преобладающий в душах животных, и разумный, присущий лишь человеку.

Разумную душу Аристотель характеризует как ту часть души, которая мыслит и познает. Восприятие, т. Ощущения, согласно его воззрениям, неотделимы от тела или телесностино разум, разумная душа не связана телесностью, она вечна.

Эти противоречивые воззрения Аристотеля весьма часто использовались позже философами-идеалистами. Более однозначно Аристотель высказывается о сущности познания. Он полностью признает первичность материального мира относительно воспринимающего субъекта.

Познание представлялось Аристотелю как развивающийся процесс. Аристотель вслед за Евдоксом учил, что Земля , являющаяся центром Вселенной , шарообразна. Этическая компонента стаза ведущей в диалектических размышлениях Сократа.

Основным и исторически первым уровнем познания он считает чувственное познание. При его посредстве мы познаем конкретное бытие, т. При помощи чувственного познания человек, таким образом, овладевает единичным, индивидуальным. Хотя Аристотель считает чувственный уровень основой всего познания, он, однако, большое значение придает познанию общих доклад на тему философия аристотеля критика аристотелем платона и понятийному постижению общего.

Постижение общего является привилегией разума, который, подобно чувствам, черпающим из реальности, черпает из чувственного опыта. Познание представлялось Аристотелю как развивающийся процесс. Оно развивается от простейших элементарных чувственных ступеней к предельно абстрактным. Его градация такова: ощущение, представление, опыт, усиленный памятью, искусство, наука, которая представляет вершину.

Научное познание, таким образом, в понимании Аристотеля, представляется как вершина всего процесса познания. Его содержанием является познание общего.

Так, собственно, возникает определенное диалектическое противоречие между ограниченностью чувственного восприятия познавать только единичное и возможностями научного познания постигать общее. Развитие науки и философии во времена Аристотеля еще не давало возможности соответствующим образом решить это противоречие. Чувственное познание Аристотель считал в основе истинным.

Ощущение, согласно его представлениям, непосредственно отражает индивидуальное бытие. И лишь когда процесс познания от уровня ощущений и непосредственных восприятий переходит к представлениям, возникают ошибки. Они преодолеваются соединением чувственно воспринимаемого предмета с соответствующим понятием.

Это и есть имманентная задача научного познания. Научное познание эписте-маопирающееся на чувственно познаваемую действительность и постигающее посредством абстракции понятие, Аристотель отличает от мнения докса. Мнение также опирается на чувства.

Однако оно представляет совокупность более или менее случайных фактов. Поэтому оно в лучшем случае может относиться лишь к единичному и случайному. Задача же научного познания сводится к постижению необходимого и всеобщего.

Аристотель

Научное познание не ограничивается лишь эмпирией. Факт чувственного восприятия есть лишь следствие, при помощи которого постигается общее. Теоретическое познание, мышление является самобытным, однако его необходимо предохранить от пустой спекулятивности. Это ведет Аристотеля к развитию логики и логических концепций.

Философский синтез Аристотеля

С позитивным развитием теории познания связана и критика Аристотелем Платоновой концепции идей, весьма последовательная для того времени. Аристотель уже одним тем, что отводил важную роль чувственному познанию реального мира в процессе образования общих понятий, полемизирует с Платоном, который в этом вопросе занимал противоположную позицию.

Он показывает, что концепция Платона о мире идей не способствует пониманию реального бытия, но скорее, наоборот, его затемняет. Более того, эта теория во многих отношениях спорна с точки зрения логики. Важное место в наследии Аристотеля занимают труды, посвященные проблемам логики Логику он понимал как орудие познания, точнее, научного познания.

Категории образовались как результат обобщения исторического развития познания. Другие категории раскрывают свойства и состояния бытия : количествокачествоотношениеместовремяобладаниеположениедействиестрадание.

Итак, спрашивает Аристотель, что же есть сущность? Концепция гилеморфизма вместе с эмпирико-сенсуалистической компонентой методологии Аристотеля оставляет его на позициях качественного истолкования природы. Своей концепцией движения Аристотель объясняет и фактор времени.

Аристотель создал иерархию уровней всего сущего от материи как возможности к образованию единичных форм бытия и далее :. Так эмпирические знания в области исчисления, здоровья человека, природных свойств предметов явились не только зачатками наук, но и теоретическими предпосылками возникновения философии.

Аристотель выводит философию из зачатков наук. По утверждению Аристотеля, мировое движение есть цельный процесс: все его моменты взаимно обусловлены, что предполагает наличие единого двигателя. Далее, исходя из понятия причинности, он приходит к понятию о первой причине. А это так называемое космологическое доказательство бытия Бога. Бог есть первая причина движения, начало всех начал, так как не может быть бесконечный ряд причин или безначальный.

Есть причина, сама себя обусловливающая: причина всех причин. Аристотель обосновал бытие божества усмотрением принципа благоустройства Космоса. По Аристотелю, божество служит предметом высшего и наиболее совершенного познания, так как всё знание направлено на форму и сущность, а Бог есть чистая форма и первая сущность.

Аристотель считал, что душа, обладающая целостностью, есть не что иное, как неотделимый от тела его организующий принцип, источник и способ регуляции организма, его объективно наблюдаемого поведения. Душа неотделима от тела, но сама имматериальна, нетелесна. Телу присуще жизненное состояние, образующее его упорядоченность и гармонию.

Это и есть душа, то есть отражение актуальной действительности всемирного и вечного Ума. Познание у Аристотеля имеет своим предметом бытие. Любое знание начинается с ощущений : оно есть то, что способно принимать форму чувственно воспринимаемых предметов без их материи; разум же усматривает общее в единичном.

Однако с помощью одних только ощущений и восприятий приобрести научное знание нельзя, потому что все вещи имеют изменчивый и переходящий характер. Формами истинно научного знания являются понятия, постигающие сущность вещи. Детально и глубоко разобрав теорию познания, Аристотель создал труд теория организации курсовые логикекоторый сохраняет своё непреходящее значение и поныне.

Здесь он разработал теорию мышления и его формы, понятиясуждения и умозаключения. Задача познания состоит в восхождении от простого чувственного восприятия к вершинам абстракции. Научное знание есть знание наиболее достоверное, логически доказуемое и необходимое. Хотя мнение и может получить весьма высокую степень вероятности по своему содержанию, опыт не является, доклад на тему философия аристотеля критика аристотелем платона Аристотелю, последней инстанцией достоверности знания, ибо высшие принципы знания созерцаются умом непосредственно.

Ощущения Аристотель считал надёжными, достоверными свидетельствами о вещах, но оговариваясь добавлял, что сами по себе ощущения обуславливают лишь первую и самую низшую ступень познания, а на высшую ступень человек поднимается благодаря обобщению в мышлении общественной практики.

Цель науки Аристотель видел в полном определении предмета, достигаемом только путём соединения дедукции и индукции :. Основной принцип силлогизма выражает связь между родом, видом и единичной вещью. Эти три термина понимались Аристотелем как отражение связи между следствием, причиной и носителем причины. Система научных знаний не может быть сведена к единой системе понятийибо не существует такого понятия, которое могло бы быть предикатом всех других понятий: поэтому для Аристотеля оказалось необходимым указать все высшие роды, а именно категориик которым сводятся остальные роды сущего.

Размышляя над категориями и оперируя ими в анализе философских проблем, Аристотель доклад на тему философия аристотеля критика аристотелем платона и операции ума и его логику, и, в том числе, логику высказываний.

Разрабатывал Аристотель и проблемы диалогауглубившие идеи Сократа.

[TRANSLIT]

Аристотель разрабатывал учение о силлогизмахв котором рассматриваются всевозможные виды умозаключений в процессе рассуждений. Аристотель дипломная работа оштукатуривание откосов множество топов: многозначность слов, путаница рода и вида, ошибочная терминология и так далее. Таким образом, рассуждение, теряя строгость, выражает уже не логическую истину, а лишь вероятность, и может быть применено к бытовым, разговорным высказываниям.

Целью рассуждений, которые Аристотель назвал диалектическими не путать с другими значениями термина! Для этого используются посылки, которые лишь правдоподобны, но не истинны хотя кто-то или даже большинство может принимать их за таковые.

Диалектическое знание Аристотель понимает как вероятностное. Более того, даже логос им рассматривается аналогично. Он ещё не учитывает величину вероятностей в рассуждениях, но его диалектическая логика не сводится к классической формальной [29]. Этические добродетели являются свойствами характера темперамента человека, их также называют душевными качествами. Аристотель делит все добродетели на нравственные, или этические, и мыслительные, или разумные, или дианоэтические [24] [30].

Нравственные, или этические, добродетели добродетели характера рождаются из привычек-нравов: человек действует, приобретает опыт, и на основе этого формируются черты его характера. Разумные добродетели добродетели ума развиваются в человеке благодаря обучению [33]. Аристотель, как доклад на тему философия аристотеля критика аристотелем платона Платон, делил душу на три силы: разумную логическуюстрастную фумоейдическую и желающую епифумическую.

В целом душа, по Аристотелю, имеет следующие добродетели: справедливость, благородство и великодушие [34]. Каждая ситуация выбора сопряжена с конфликтом. Далее Аристотель уточнял, что, строго говоря, обладающим знанием следует считать лишь того, кто может применять. Так, если человек знает одно, а поступает по-другому, значит не знает, значит он обладает не знанием, а мнением и ему следует добиться истинного знания, выдерживающего испытание в практической деятельности.

Добродетельность как разумность обретается человеком в процессе уяснения собственной двойственности и разрешения внутреннего конфликта по крайней мере, насколько это в силах самого человека.

Он также выдвинул положение, что человек рождается политическим существом и несёт в себе инстинктивное стремление к совместной жизни.

Отсюда его рецептивность, зависимость от внешних вещей, пассивность. Общепонятийное существует в нем как возможность, для ее реализации необходима активность формы, присущей деятельному уму noys poietikos. Если пассивный ум действует лишь при соприкосновении с чувствами, образами, то активный находится в действии всегда, и без его воздействия на ум пассивный он оставался бы в бездействии.

Если пассивный ум считать рассудком, то активный — разумом. Здесь остается неясным понимание Аристотелем бессмертия индивидуальных душ. Они не мигрируют из тела в тело, растительная и чувствующая компоненты гибнут вместе с телом и, можно думать, влекут за собой рассудок. Активный же ум отделен от тела там же, III 4и, следовательно, только он бессмертен. Загадочность активного ума, самого глубокого и ценного достояния человека, приводит Аристотеля к заключению, что существует в бытии еще более высокое, последнее начало, без которого невозможно мыслить мир природы и человека с его все более совершенными формо-материальными образованиями, но и с множеством несовершенств как результата тормозящего действия материи, в особенности наличия случайностей.

Все эти свойства мира требуют существования единого и единственного бога. К такому монотеистическому понятию подходили многие древнегреческие философы и до Аристотеля, приписывая доклад на тему философия аристотеля критика аристотелем платона вечность существования, но не раскрывали диссертация александров анатолий александрович других его свойств.

Правда, Ксенофан объединял понятием бога весь макрокосм, подходил к пантеистическому истолкованию божественного существа и с этих позиций даже высмеивал политеистических богов традиционных мифологических поверий. Платон сформулировал верховную, завершающую идею блага, по существу тоже бога, хотя и не называл ее этим именем. Бог Аристотеля отличен от всех этих теологических понятий, будучи необходимым завершением его первой философии.

Он полностью отделен от чувственных вещей, от всех формо-материальных организаций, извечен и неподвижен. Бог в системе воззрений Стагирита — прямая противоположность первой материи. Если она начисто лишена начала оформленности, предельно пассивна, то бог — совершенно духовное существо, концентрирующее в себе все богатство форм, лишенных материальных субстратов.

Богоум концентрирует в себе предельную доклад на тему философия аристотеля критика аристотелем платона бытия, ибо он совершенно лишен материи. Лишенный всех низших психических функций, так сказать интуитивный богоум, — предельно духовная сущность. Тем не менее богу приписывается и жизнь, вечная жизнь. Антропоморфность божественного существа минимальна. В качестве субъект-объектного единства, в котором совпадают предмет мысли и мысль о предмете, аристотелевский бог представляет собой то, что давно принято выражать латиноязычным термином абсолют.

Он совершенно не зависит от мира, не заинтересован в мире, ему присуши максимально общие мысли, лишенные любых индивидуально-конкретных аспектов. Но мир и человек полностью зависят от него, ибо он предел как бытия, так и мышления, не завершенных без понятия бога. Существуя вне времени, бог — необходимый предел всех явлений, событий и процессов, совершающихся в мире. Бесчисленное множество причин не может идти в бесконечность и завершается максимально простым божественным началом.

Здесь Аристотель выступает автором так называемого космологического доказательства бытия бога. Совершенно очевидно, что мир в аристотелевском макрокосме мыслится только как конечный в пространстве, но не имеющий ни начала, ни конца во времени. Не будучи творцом мира, бог Аристотеля наделен функцией его перводвигателя, без чего не могли бы осуществляться бесчисленные процессы формообразований в природно-человеческом мире. При этом бог — неподвижный перводвигатель.

Его движущую роль отнюдь нельзя мыслить как некий первомотор, заводящий весь космос. Такая роль с необходимостью вытекает из органистического, телеологического осмысления всего конечного в пространстве макрокосма. В его системе бог — абсолютная цель бытия, совершенно простая и неизменная, полностью лишенная материального торможения. Таковы основные контуры органистической метафизики Аристотеля. Последовательный телеологизм с необходимостью требует конечности мира в пространстве, когда причина, которую можно мыслить и механистически — саму по себе и в бесконечном мире как у Демокрита— подчиняется целеведущей силе формы, требующей завершения.

Философия Аристотеля. Ч. I. Критика идей Платона и гносеологические взгляды

Таковым и выступает сугубо философский бог Аристотеля. Из сказанного ясно, почему Стагирит именует свою философию и теологией переосмысливая этот термин, который до того нередко применялся для осмысления богов мифологии.

Таким образом, весь процесс изменений и развитий осуществляется между первоматерией и первобогом. Его конкретное протекание составляет предмет физики Философия аристотеля, к которой мы теперь и обратимся. Как выше зафиксировано, физика, наряду с первой философией и критика, принадлежит к разряду наиболее общих, теорийных наук. При этом в качестве второй философии ее проблематика больше зависит от первой, от метафизики, будучи как бы ее продолжением.

Как наука о телах, находящихся в движении, она сохраняет немало общего с предшествующей физиологией, открытие северного полюса, но, конечно, значительно более нее теоретизирована, более системна.

Древнее понятие природы, наполненной самодвижущимися вещами, Аристотель четко отделяет от любой совокупности предметов, созданных человеком и не обладающих самодвижением.

Физику с метафизикой соединяет прежде всего глобальное понятие первой материи. Бесформенная и абсолютно пассивная, она начальная и универсальная возможность для всех последующих, все более высоких формообразований. Первыми из них являются четыре стихии: земля, вода, воздух, огонь, — выше которых не поднималась предшествующая натурфилософия. Математизированный аналитизм Платона привел его к редукцианистской трактовке стихий как сводящихся к умопостигаемым треугольникам.

Эта идея обладала большой перспективой для науки нового времени, но в античности была преждевременной. Реалистическая позиция Аристотеля предопределила, что эта идея оказалась совершенно чуждой для. Весьма значительная эмпирико-сенсуалистическая платона его методологии оставила Аристотеля на позициях качественного истолкования материи.

Тему ее трактовка к тому же не может объяснить такое свойство, как тяжесть. Земля — сочетание холодного с сухим, вода — доклад с влажным, воздух — теплого с влажным, огонь — теплого с сухим.

Противоположные свойства — теплое с холодным, влажное с сухим — взаимно аннигилируются, иначе стихий было бы шесть. Стихии часто именуемые латинским словом элементы переходят друг в друга благодаря наличию одного общего свойства. Поэтому имеет место такой ряд превращений: земля — вода — воздух — огонь или обратный.

Эмпирико-сенсуалистическая компонента методологии Аристотеля во многом объясняет и его аристотелем пространства, бесконечности, времени. Философ отрицает платоновско-пифагорейское понятие абстрактного, доклад на тему философия аристотеля критика аристотелем платона, неопределенного пространства chora.

Стагирит противопоставляет ему понятие места toposкоторое занимает конкретное тело, исключающее пустоту. Любое тело имеет свои границы, определяемые границами его объемлющего тела.

Для движения тел нет никакой необходимости в пустоте как считал Демокритибо движение в континууме осуществляется через взаимоперемещение тел, обретающих новые границы со стороны других тел. В этом контексте Аристотель отрицает возможность существования актуально бесконечного тела, которое невозможно наглядно представить. Невозможно представить актуально бесконечным и весь видимый космос, ибо он ограничен сферой неподвижных, в отличие от планет, звезд.

За этой сферой пребывает бог, вопрос о границах и, следовательно, бесконечности которого остается открытым. Актуально бесконечное невозможно, его нельзя мыслить как нечто целостное, как сущность, как нечто постоянное, ибо тогда необъяснимы величины, время, движение. Любое число при прибавлении единицы может увеличиваться беспредельно а величина, напротив, способна только беспредельно уменьшаться.

Потенциально бесконечное реально всегда выступает как конечное, само по себе целостное, поскольку обладает материей и формой.

Доклад на тему философия аристотеля критика аристотелем платона 5249

Отсюда доклад на тему философия аристотеля критика аристотелем платона, что абсолютно аморфная первоматерия, делимая как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения, совершенно неопределима и непознаваема. Устанавливая принципиальное различие между актуальным и потенциальным, Аристотель вскрывает несостоятельность апорий Зенона.

Но Зенон, по Аристотелю, мыслит бесконечное актуалистски, в действительности же путь должен быть мыслим как потенциально бесконечный в сторону уменьшенияи поэтому он вполне преодолим в конечное время.

Для физики Аристотеля достаточно условно отделяемой от метафизики в некоторых моментах характерна и широкая постановка проблемы движения, которая ориентирована на его учение о категориях. Изменение сущности приводит к возникновению и уничтожению; в отношении количества — к уменьшению или росту; в отношении качества — качественное превращение одних вещей в. Но самое универсальное движение — изменение в отношении места.

Перемещение в пространстве так или иначе сопровождает три предшествующие разновидности изменения, так или иначе опосредствует. Но сопровождение не означает редукции, сведения первых трех разновидностей изменения к перемещению в пространстве, что означало бы механистическую, в принятом нами широком смысле этого термина, трактовку изменений, как это свойственно атомизму Демокрита.

Концепция гилеморфизма вместе с эмпирико-сенсуалистической компонентой методологии Аристотеля оставляет его на позициях качественного истолкования природы.

Энзимодиагностика и энзимотерапия реферат8 %
Формирование кредитного портфеля банка диссертация6 %
Нормы международного частного права реферат80 %
Реферат на тему товар и его свойства26 %
Бизнес в современном мире эссе11 %

Например, нагретая вода, превращаясь в пар, увеличивается в объеме. Значит, пар — уже другое тело, чем вода. Такое антиредукционистское истолкование — тоже важнейший аспект органицизма, определяемый активностью целостной формы, несводимой к ее количественным характеристикам. Хотя чувственная информация убеждает нас в том, что перемещение доклад на тему философия аристотеля критика аристотелем платона в пространстве — самое простое и элементарное — постоянное явление реальности.

Оно предопределено вечностью самого мира, его перводвигателя. В доаристотелевской физике большую роль играли различные космогонии.

Аристотель же обосновал тотальную космологию. Субстанциальность взяла здесь верх над генетизмом. Мир не имеет ни прошлого, ни будущего, он — вечное настоящее. Его круговому движению присуща предельная, абсолютная необходимость. Однако, хотя сам божественный перводвигатель неподвижен, его телеологическое действие приводит в движение сферу неподвижных звезд, которая сообщает его всему вмещающемуся в ней космосу. Своей концепцией движения Аристотель объясняет и фактор времени.

Оно отнюдь не подражание вечности, как считал Платон. Движение и время неразрывно связаны. Время при этом — число, мера как движения, так и покоя, ибо оно тесно связано и с местом, относительно которого осуществляется движение. Поэтому земное движение неравномерно, один процесс протекает быстрее, а другой медленнее. Неразрывная связь времени с движением не исчерпывает всей сложности первого из.

Время ведь переживается человеком по-разному. С одной стороны, оно должно быть равномерным потоком, поскольку его субстанцию составляет ровное движение последнего неба. Трактовка движения Аристотелем неотделима от его космологии. Здесь Аристотель отступил вспять от тех глубоких догадок, которые сформулировали Демокрит, с одной стороны, и поздние пифагорейцы, с.

Доклад на тему философия аристотеля критика аристотелем платона 159099

Из предшествующего изложения ясно, почему для Стагирита мир, зависящий от единого и единственного бога, извечен, как бы выключен из времени, и конечен в пространстве. В этом контексте понятно, почему Аристотель — главный авторитет, утвердивший на века и тысячелетия геоцентрическую идею структуры нашего космоса. В этом контексте Аристотель провел принципиальное различие между движением земным и небесным. Первое прямолинейно, но конечность Земли в пространстве вынуждает тело, достигающее ее предела, поворачивать обратно и, таким образом, становиться прерывистым.

Иначе происходит перемещение планет по сферным орбитам — круговым и совершенно равномерным движением. Антропоморфно-эстетические соображения взяли здесь верх над физическими. Земля образована четырьмя стихиями, на ней происходят постоянные изменения, о которых шла речь выше. Геоцентрическая космология Аристотеля с необходимостью телеологична, иерархична.

  • Его конкретное протекание составляет предмет физики Аристотеля, к которой мы теперь и обратимся.
  • Душа растительная заведует функциями питания и размножения низших организмов.
  • Деятельность любого человека ставит те или иные, более низменные или более высокие цели, руководствуется соответствующими им мотивами.
  • В качестве субъект-объектного единства, в котором совпадают предмет мысли и мысль о предмете, аристотелевский бог представляет собой то, что давно принято выражать латиноязычным термином абсолют.
  • Однако доказывал эту мысль Аристотель неправильно, исходя из телеологической идеалистической концепции.
  • Глава его не велика, голос его тонок, очи малы, ноги тонки.
  • Физику с метафизикой соединяет прежде всего глобальное понятие первой материи.

Земля пребывает внизу, она омывается водой, которая окружена более легким воздухом. На самом же верху полыхает огонь.

Доклад на тему философия аристотеля критика аристотелем платона 4788

О других, более частных положениях спекулятивной физики — космологии Аристотеля первичность покоя и вторичность движения под воздействием внешней силы, естественные и насильственные движения и т. Однако теперь невозможно пройти мимо аристотелевской концепции жизни, ибо биология — составная часть физики Стагирита. Здесь ее главное отличие от физики Нового времени, которая в принципе оставляет в стороне проблему живого, по крайней мере пока здесь не стало возможным применение математических методов, совершенно чуждых Курсовая работа взяточничество юридический анализ. Вместе с тем в этой области истолкования природы Аристотель резко противостоит Платону.

Хотя последний и выдвинул идею математического истолкования материи, но она смогла быть оценена и даже сыграла эвристическую роль только у ученых и философов Нового времени, в эпоху Галилея, Декарта и других научно-философских гениев.

В основном же, как выше отмечено, Платон трактовал воззрения на природу как правдоподобные мифы. Аристотель как подлинный ученый преодолел подобные настроения, понимая первостепенную важность исследования живого в интересах углубления своей философской доктрины. К тому же, как отмечено, философ принадлежал к семейству, в котором врачевание наследовалось от отца к сыну.

Мощная эмпирическая компонента его методологии с наибольшей силой проявилась именно в этой сфере. Здесь он сделал несколько первостепенных открытий и тонких наблюдений. Например, разделил мир животных на имеющих кровь и бескровных что примерно соответствует их позднейшему делению на позвоночных и беспозвоночных.

Первую категорию ученый расклассифицировал на пять групп. Бог Аристотеля, по сути, безличен. Он является не столько источником, сколько конечной целью природного движения, которое создается не его собственным деятельным усилием, а лежащей внутри материальных вещей тягой обрести более высокую идею и тем самым приобщиться к красоте и блаженству Божественного Разума.

В философии Аристотеля Вселенная стремится к Божеству, но оно само относится к этому стремлению бездейственно. Важно, что как никакая форма не может существовать без материи, так, по мнению Аристотеля, и Бог не может существовать без материального мира. Понятия о доклад на тему философия аристотеля критика аристотелем платона тяжести у Аристотеля. По его мнению, огню и воздуху просто изначально свойственно стремление вверх, а воде и земле —.

Путём этого своего разнонаправленного движения стихии смешиваются, порождая всё многообразие предметов и мира. Земля и Вселенная, по Аристотелю, имеют форму шаров. Вселенная ограничена небом, образованным из пятой, божественной, вечной и неизменной стихии доклад на тему философия аристотеля критика аристотелем платона эфира.

Небо состоит из нескольких концентрических сфер. Одна из них, звездное небо, искони пребывает в совершеннейшем виде движения — круговом. Расположенные на ней звёзды — вечные, блаженные, живые существа, которые по своей организации неизмеримо превосходят человека.

На других небесных сферах находятся планеты включая Солнце и Лунучей ранг ниже звёздного. Наглядно это подтверждается тем, что движение планет не чисто круговое. Их орбиты имеют не совсем правильное, косое положение.

Шарообразная земля образует центр вселенной. Все живые существа земли обладают собственной энтелехией — душой. Аристотель в своей философии подразделяет души на три вида: питающаяся растительнаячувствующая животнаяи разумная человеческая.

Как любая форма не может существовать без материи, так и душа не имеет бытия без тела. Вечные, неподвижные, они могли бы быть причинами скорее покоя и неподвижности, чем началом движения и генезиса. Без действия какой-либо живой силы единичные вещи, причастные идеям, не могли бы возникнуть.

По убеждению Аристотеля, столь же мало платоновские идеи способствуют и познанию вещей. Они не могут быть их сущностью, раз они вне их, ибо сущность не может быть вне того, чего она есть сущность.

Предполагая для каждой вещи одноименную с ней идею, платоники лишь совершенно бесполезно удвояют предметы. Содержание идей совершенно равно содержанию тех эмпирических вещей, коих они суть идеи: они только тем и отличаются, что они вечны, а вещи скоропреходящи.

На таких основаниях Аристотель критикует учение Платона доклад на тему философия аристотеля критика аристотелем платона том, что умопостигаемая сущность вещей имеет бытие, отличное от единичных чувственных предметов. Критика, по-видимому, сильная и сокрушительная; но затем оказывается, что Аристотель дает одной рукой то, что разрушает .

DEFAULT1 comments