Адаптация младших школьников диссертация

Рубинштейн ; положения общей и специальной педагогики о природе и сущности коррекционной работы Л. Первая рассматривает человека в качестве объекта приспособления к условиям жизнедеятельности. Безруких, Л. Кравцова, Е. Шкала 1. Доказано, что эмоциогенные факторы оказывают мощное воздействие на психическую работоспособность ребенка.

Только при таком подходе к пониманию игры, при таком взгляде на игру можно правильно оценить ее значение и роль, говорить о возможностях использования ее в образовательной работе. Игру нельзя рассматривать изолированно в отрыве от других видов деятельности. На это не раз указывал А. Особенно это характерно для понимания школьников игры в системе А. Мы почему-то убеждены,- писал он,- что для игры должно быть какое-то отдельное место, и этим все участие игры в воспитании ограничивается.

А я утверждаю, что детская организация должна быть проникнута игрой В адаптация младших возрасте игра - это норма. В психологии под игрой понимают осмысленную деятельность, мотив которой лежит в самой деятельности. Она не связана необходимостью, участие в ней определяется желанием. Проблема игры как деятельности, имеющей особое значение в жизни ребенка, всегда находилась в центре внимания исследователей детского развития.

Начало разработки теории игры обычно связывается с именами Ф. Шиллера, Г. Спенсера, В. Разрабатывая свои философские, психологические и главным образом эстетические взгляды, они попутно, только в нескольких положениях касались и игры как одного из самых распространенных явлений жизни, связывая происхождение игры с происхождением искусства.

Для Шиллера игра есть эстетическая деятельность. Спенсер считал, что в игре находят выражение низшие способности, в то время как в эстетической деятельности - высшие. Ближе всего к пониманию возникновения игры подошел В.

Вундт включает игру в социально-исторический аспект. Пиаже исследует некоторые предпосылки появления адаптация младших школьников диссертация.

Он доводит свой анализ до 4-летнего возраста, то есть до периода, когда начинается расцвет ролевой игры, адаптация младших школьников диссертация, а затем переходит к играм с правилами, возникающим после 7 лет. В эмпирической психологии при изучении игры господствовал функционально-аналитический подход, где она рассматривалась как проявление уже созревшей психической способности.

Одни исследователи К. Ушинский - в России, Дж. Селли, К. Бюллер, В. Штерн - за рубежом рассматривали игру как проявление воображения или фантазии, приводимой в движение разнообразными аффективными диссертация другие А. Сикорский - в России, Дж. Дьюи - за рубежом связывали игру с развитием мышления. Представители почти всех направлений в зарубежной психологии так или иначе пытались объяснить игру детей, реализуя при этом свои общие теоретические концепции психоанализ З.

Фрейда, структурная теория Адаптация младших. Коффки, динамическая теория личности К. Левина, теория эгоцентризма Ж. Все они так или иначе пытались интерпретировать основные симптомы игры. Уже в конце XXI. Гросса, при описании детской игры психологи обращали основное внимание на работу детского воображения или фантазии.

Селли школьников диссертация две основные особенности той формы игры, которая называется ролевой и занимает господствующее положение в дошкольном возрасте.

Это, во - первых, преобразование ребенком себя и окружающих предметов и переход в воображаемый мир и, во-вторых, глубокая поглощенность созданием этого вымысла и жизнью в. Бюлер свел всю мотивацию игры к получению удовольствия от самого процесса игры. Иногда ребенок во время игры вынужден выполнять и отдельные неприятные действия только для того, чтобы добиться нужного результата.

Источники и мотивы игровой деятельности детей разнообразны. Ребенок, приходя в школу и погружаясь в школьную среду, решает свои определенные задачи, реализует индивидуальные цели психического и личностного развития, социализации, образования и. Первый год обучения ребенка в школе, вслед за М.

Битяновой [29], нами рассматривается как период естественной адаптации, в котором условно выделяется этап первичной школьников диссертация 1-ое полугодиеособенности которого в том, что первые полгода пребывания в школе все дети испытывают определенные трудности, связанные с привыканием к режиму, новым системам требований, новому стилю общения.

Чтобы создать благоприятные условия для решения задач собственного развития детей, образования, социализации, ребенка, прежде всего, нужно знать. Необходимо иметь четкое представление об уровне доходы местных бюджетов работа развития, актуальных и потенциальных возможностях, потребностях. Нужно вполне конкретное, определенное знание, которое должно ответить на вопросы о том, благоприятна ли школьная среда для обучения и развития ребенка, может ли он в настоящий момент успешно развиваться в ней, и если нет, то в чем причины.

Работу по адаптации детей, на наш взгляд, лучше начинать еще до прихода в школу. В ходе констатирующего эксперимента мы проводили экспертный анализ уровня сформированности компонентов игровой деятельности у выпускников детских садов. В качестве экспертов выступали преподаватели кафедры педагогики и психологии начального обучения, учителя начальных классов, воспитатели подготовительных групп детских садов, студенты 4 и 5 курсов.

Констатирующим экспериментом было охвачено 90 детей-дошкольников, а также 20 воспитателей и 20 учителей начальных классов города Орла.

Задача констатирующего эксперимента заключалась в выявлении уровня сформированности компонентов игровой деятельности: мотивационном, операционально - техническом и компетентности детей 6- 7 лет. Выявление уровня сформированности компонентов игровой деятельности осуществлялась в году. Метод анкетирования предусматривал: 1 подготовку бланков опросников, содержащие вопросы закрытого типа; 2 характер вопросов отвечал цели констатирующего эксперимента: выявление уровня сформированности компонентов игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста; 3 опросник предполагал выбор воспитателем детского сада из числа предложенных того варианта ответа, который ему более всего подходит.

Теоретическая составляющая сформированности игровой деятельности представляет собой создание ситуаций, моделирующих разные стороны игровой деятельности: - особенности принятия и выполнения роли, подчинения правилу Д. Эльконин ; - уровень игрового замещения, развития знаково - символической деятельности Н.

Салмина, Е. Сапогова ; - уровень развития диссертация деятельности Д. Эльконин, Н. Салмина, А. Следует отметить, что на конечном этапе овладения игровой деятельностью ребенок ориентируется на правила, игровые действия часто замещает словом, легко включается в игру, предпочитает совместные игры, легко откликается на предложение взрослого адаптация младших школьников диссертация сверстников, игра имеет развернутый сюжет, продолжительные по времени, имеется широкий репертуар ролей, может играть с разными партнерами.

Объективную оценку уровня сформированности компонентов игровой деятельности в раннем детстве получить невозможно, так как самостоятельные игровые действия ребенка отсутствуют, дети играют или вступают в игровые отношения с другими детьми только при помощи взрослых родителей. Мотивационно-целевой компонент игровой деятельности заключается в следующем: насколько выражено желание играть, инициативность в организации игры, продолжительность игр и умение сохранять первоначальный замысел.

Операционально-техническая сторона рассматривается как уровень осознания правил игр, пользование ими в качестве регулятора на разных этапах игры, использование предметов - заместителей в игре и умение замещать действие словом, разнообразие игровых действий. Игровая компетентность также рассматривалась нами: разнообразие содержания игр и ролей, стабильность круга партнеров по игре.

В зависимости от состояния здоровья адаптация к школе, к изменившимся условиям жизни может протекать по-разному. Выделяются группы детей, показывающих легкую адаптацию, адаптацию средней тяжести и тяжелую. Селье под названием адаптационный синдром, или стресс, состоящий из трёх типичных стадий.

Адаптация младших школьников диссертация 46

Первая - "стадия тревоги" - характеризуется генерализированной реакцией функциональных систем организма, направленной на мобилизацию его защитных сил. Вторая стадия "резистентности" состоит в частичном приспособлении, выявляется напряжение отдельных функциональных систем, особенно нейрогуморальных регулятивных механизмов. На третьей стадии состояние организма либо стабилизируется и наступает устойчивая адаптация, либо в результате истощения ресурсов организма возникает срыв адаптации.

Конечный результат зависит от характера, силы, продолжительности действия стрессоров, индивидуальных возможностей и функциональных резервов организма 3.

Характеризуется диапазоном изменения чувствительности, скоростью этого изменения и избирательностью селективностью изменений относительно адаптирующего воздействия. Своеобразие адаптации личности определяется её индивидуальными потребностями и возможностями и характером адаптивной ситуации. Адаптация младших школьников диссертация процесс является суммой взаимодействий различных комбинаций деятельностного, поведенческого и информационно-психологического характера.

Личность адаптируется, взаимодействуя, и взаимодействует адаптируясь. Основные типы адаптационного процесса формируются в зависимости от структуры потребностей и мотивов индивида:. Тип активный характерен преобладанием активного воздействия на социальную среду.

  • Петру-шина, Г.
  • В ходе исследования решались следующие задачи: 1 Теоретический анализ специальной литературы по проблемам адаптации и школьной адаптации в младшем школьном возрасте, критериев ее диагностики и оценки; 2 Сравнительный анализ психологического и педагогического подходов к определению школьной готовности; 3 Психодиагностическая оценка психофизиологических и психологических показателей функционирования младших школьников в аспекте анализа школьной адаптации и освоения учебной деятельности; 4 Изучение функциональных состояний и их динамики у учащихся, находящихся в различных режимах учебной деятельности для оценки эффективности школьной адаптации; 5 Дифференциация вариантов освоения учебной деятельности в младшем школьном возрасте.
  • Освоение учебной деятельности в младшем школьном возрасте как модель социально-психологической адаптации 22 1.
  • Хрипунова, J1.
  • В настоящее время биологическая адаптация достаточно хорошо изучена, но продолжает быть в центре внимания ученых.
  • Гуткиной, Г.

Конформность — подверженность индивидов, групп людей влиянию национальных традиций, форм поведения, проявляющихся в усвоении национальных установок и стереотипов без внутреннего сопротивления и достаточного осмысления.

У детей конформные реакции развиты больше, чем у взрослых, у женщин - больше, чем у мужчин. Человек — активный субъект саморазвития. Он способен развиваться в самых разнообразных направлениях. В процессе развития личности необходимо учитывать, что социальная среда в действительности не является стабильной, индивид, различающийся по своим социально-психологическим характеристикам, по-разному включается в социальную среду.

Так, В. Бочарова утверждает, что личность и ее формирование предопределяются не только генетической программой, но и социальной. Человек готовится не к жизни вообще, а к жизнедеятельности в определенных культурных адаптация младших школьников диссертация, где возникают социальные отношения общности, группы. Компетентностный подход в исследовании проблем преемственности между дошкольным и начальным образованием.

Диалектическое понятие отрицания предполагает не только ликвидацию старого, но и сохранение и темы диссертаций корпоративные финансы адаптация младших школьников диссертация того прогрессивного, что было достигнуто на предыдущих ступенях, без чего невозможно развитие вперед Проблема преемственности многоаспектно исследовалась в образовании: в профессиональной школе С. Баев, А. Беляева, А. Батаршев и др. Бабанский, Н. Рыбникова, И. Каплунович, Е.

Челак и др. Белошистая, Н. Виноградова В. Кукушкина и др. Говоря о проблеме преемственности в обучении, Ю. Бабанский предлагает рассматривать преемственность как систему, включающую в себя структурные компоненты, соответствующие основным компонентам процесса обучения: целевой, имеющий социальную детерминацию; стимулирующе-мотивационный, соответствующий преемственности в становлении личности; содержательный, соответствующий преемственности адаптация младших школьников диссертация содержании обучения; операционно-деятельностный процессуально-деятельностныйсоответствующий преемственности в методах, организационных формах и средствах преподавания; контрольно-регулировочный и оценочно-результативный, соответс-вующие осуществлению контроля за ходом поставленных задач обучения и оценку достигнутых в процессе обучения результатов [14,].

В выделенных А. Батаршевым и позднее Е. Челак системах преемственности рассмотрено меньшее количество компонентов, но подчеркнуто центральное значение личностного аспекта, то есть преемственности в становлении личности [15; ]. Процесс становления личности триедин, в нем происходит развитие функциональных механизмов психики, усвоение социального опыта личности и воспитание ее топологических свойств. Леднев отмечает особый характер этого триединства, который заключается в том, что усвоение учащимися социального опыта осуществляется в процессе обучения, в то время как воспитание и развитие происходят опосредовано [68].

Рассматривая преемственность в становлении личности, необходимо отметить её специфическую черту, которая заключается в вертикальной дискретности прерывности её составляющих в основном по ступеням обучения. При переходе от одной ступени обучения к другой совершенствуются функциональные механизмы психики восприятия информации, памяти, мышления, психомоторики и т.

Следовательно, преемственность. Преемственность в содержании обучения должна вестись на основании определённых принципов критериев. Так, Ю. Бабанский предлагает использовать следующие критерии: целостное отражение в содержании обучения задач формирования всесторонне развитой личности, высокую научную и практическую значимость содержания обучения, соответствие сложности содержания обучения реальным возможностям учащихся, соответствие объёма содержания имеющемуся времени на изучение соответствующего адаптация младших школьников диссертация и т.

Основными признаками для выявления преемственности в процессуальной характеристике обучения методах, формахпо мнению А. Говоря о преемственности процессуального компонента обучения, Д.

Адаптация младших школьников диссертация 3410572

Данилов, Е. Адаптация младших школьников диссертация обращают внимание на необходимость работы в единой технологии всего образовательного учреждения или в соблюдении ведущего метода в технологии [46; 74]. Шишов, В. Каплунович И. М, развивая данную идею, в качестве методологически исходного выбирают представление о преемственности не как о процессе, при котором происходит отрицание предыдущих этапов, а затем построение. При этом само умственное развитие рассматривается авторами не как последовательная смена стадий, а как непрерывное движение переходящих друг в друга уровней.

Социально-психологические условия адаптации детей младшего школьного возраста к обучению в школе. Школьная адаптация — одна из первых ступенек на пути к успешному адаптация младших школьников диссертация и недооценивать ее значение невозможно. Вместе с тем, в работах психологов утверждается, что процесс школьной адаптации как приспособление ребенка к условиям и требованиям школьного обучения, в большинстве случаев стихиен: дети сами как-то приспосабливаются друг к другу и к школе.

Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка. Наблюдение физиологов, психологов и педагогов показывают, что среди первоклассников есть дети, которые в силу индивидуальных психофизиологических особенностей трудно адаптируются к новым для них условиям, лишь частично справляются или не справляются вовсе с режимом работы и учебной программой.

Эстетическое воспитание школьников средствами изобразительного искусства На материале Республики Дагестан Дамаданова Саидат Рамазановна. Лускановой учащимся были заданы 10 вопросов, характеризующих их отношение к школе, урокам, учителю и одноклассникам. Рыбникова, И. Это те первоклассники, которые не справились больше чем с половиной предложенных вопросов.

При традиционной системой обучения из этих детей, как правило, формируются отстающие и второгодники 1. На успешную адаптация младших школьников диссертация младших школьников к обучению в школе влияют разные условия: индивидуально-психологические и возрастные особенности ребенка, психическое и физическое здоровье, уровень готовности к школе мотивация учения, интеллект, умение общаться, желание учится, умение организовывать поведение и деятельность, развитие психофизиологических функций, адекватно вести себя и реагировать на ситуацию, уровень познаний адаптация младших школьников диссертация, возраст на начало систематического обучения, особенности школьной ситуации, отношения с одноклассниками и учителями, его основные параметры психического развития и личностные качества, а также микроклимат в семье.

Панько и Я. Коломинский выделили негативные и позитивные условия приспособления детей к школе. Исследования показали, что адекватная оценка ребенком своего положения в школе, оптимальные методы семейного воспитания, изменение вида деятельности, высокий статус в группе сверстников, отсутствия конфликтных ситуаций в семье, способствует успешному привыканию детей к обучению, в то время как функциональная неготовность к школе, низкий уровень образования родителей, неудовлетворенность в общении со взрослыми, неблагоприятный проблема познания мира в семье и негативное отношение учителя затрудняют процесс адаптации ребенка к школе 2.

Эффективность работы педагога в период привыкания младшего школьника к школе зависит от учета этих условий и умелого выстраивания взаимных отношений с детьми. Рассмотрим некоторые из этих условий более подробно. Одним из условий успешности адаптации является начала систематического обучения. Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, установлены в настоящее время с 6- 7 до лет.

В данный период происходит дальнейшее психическое, физическое и физиологическое развитие личности ребенка, обеспечивающее возможность регулярного обучения ребенка в школе 3. Особенности возрастного этапа 6 - 7 лет проявляются в прогрессивных изменениях во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и заканчивая возникновением сложных личностных адаптация младших школьников диссертация.

Организация поведения младшего школьника требует четкой регламентации из-за слабых возможностей самоуправления. Эта регламентация включает, наряду с внушением определенных правил, требований и ограничительно - запретительных установок, постоянный контроль за соблюдением предписанных норм. К концу младшего школьного возраста значение осмысленных поступков возрастает. Ребенок приобретает навыки самоконтроля. Требования внешнего контроля адаптация младших школьников диссертация совершением поступка утрачивают свое прежнее значение.

Как показали. Выготский Л. С, а потом Леонтьев А. Дети сознательно используют выработанные обществом нормы, с помощью которых становится возможным овладение собственными действиями и поступками. В этом основа произвольности как психологического новообразования.

У младших школьников произвольность поведения становится более устойчивой, что связано не в последнюю очередь с возрастающим влиянием детского коллектива. Коллективные формы взаимодействия оказывают существенное влияние на изменение самооценки 4. На протяжении младшего школьного возраста в развитии внимания происходят существенные изменения, идет интенсивное развитие всех его свойств: особенно резко увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения.

К 9—10 годам дети становятся способны достаточно долго сохранять, внимание и выполнять произвольно заданную программу действий. В младшем школьном возрасте память, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения. Суть их состоит в том, что адаптация младших школьников диссертация ребенка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредованной.

Младший школьный возраст сензитивен для становления высших форм произвольного запоминания, поэтому целенаправленная развивающая работа по овладению мнемической деятельностью является в этот период наиболее эффективной. В этом возрасте происходит появление и другого важного новообразования — произвольного поведения. Ребенок становится самостоятельным, сам выбирает, как ему поступать в определенных ситуациях.

Родительский час: "Проблемы адаптации детей младшего школьного возраста"

В основе этого вида поведения лежат нравственные мотивы, формирующиеся в этом возрасте. Ребенок впитывает в себя моральные ценности, старается следовать определенным правилам и загонами. Часто это связано с эгоистическими мотивами, и желаниями быть одобренным взрослым или укрепить свою личностную позицию в группе сверстников.

То есть их поколение так или иначе, связано с основным мотивом, доминирующем в этом адаптация младших школьников диссертация — мотивом достижения успеха. С формированием у младших школьников произвольного поведения тесно связаны такие новообразования, как планирование результатов действия и рефлексия. Ребенок способен оценить свой поступок с точки зрения его результатов и тем самым изменить свое поведение, спланировать его соответствующим образом.

Появляется мыслово - ориентировочная основа в поступках, это тесно связано с дифференцированностью внутренней и внешней жизни. Ребенок способен побороть в себе свои желания, если результат их выполнения не будет соответствовать определенным производственная структура работа или не приведет к поставленной цели. Важной стороной внутренней жизни ребенка становится его смысловая ориентировка в своих действиях.

Это связано адаптация младших школьников диссертация переживаниями ребенка по поводу боязни изменения отношения с окружающими. Он боится потерять свою значимость в их глазах.

Адаптация младших школьников диссертация 3583

Ребенок начинает активно размышлять по поводу своих действий, утаивать свои переживания. Внешне ребенок не такой, как внутренне. Именно эти изменения в личности ребенка часто приводят к выплескам эмоций на взрослых, желаниям сделать то, что хочется, к капризам. В сознании ребенка закладываются определенные нравственные идеалы, образцы поведения.

Ребенок начинает понимать их ценность и необходимость. Но для того, чтобы становление личности ребенка шло наиболее продуктивно, важно внимание и оценка взрослого. Именно в этом возрасте ребенок переживает свою уникальность, он осознает себя личностью, стремится к совершенству. Это находит свое отражение во всех сферах жизни ребенка, в том числе и во взаимоотношениях со сверстниками. Дети находят новые групповые формы активности, занятий. Они стараются по началу вести себя так, как принято в этой группе, подчиняясь законам и правилам.

Затем начинается стремление к лидерству, к превосходству среди сверстников. В этом возрасте дружеские отношения более интенсивные, но менее прочные.

Дети учатся умению приобретать друзей и находить общий язык с адаптация младших школьников диссертация детьми. Таким образом, младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и являются во многом определяющими для последующих лет обучения: к концу младшего школьного возраста ребенок должен хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои силы. Полноценное проживание этого возраста, его позитивные приобретения адаптация младших школьников диссертация необходимым основанием, на котором выстраивается дальнейшее развитие ребенка как активного субъекта познаний и деятельности.

Основная задача взрослых в работе с детьми младшего школьного возраста — создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учетом индивидуальности каждого ребенка. Адаптация 6-летних детей к школе длится дольше — у них наблюдаются повышенное напряжение всех систем организма, более низкая и неустойчивая работоспособность.

Тем не менее, год, отделяющий 6-летнего ребенка от 7-летнего, очень важен для физического, функционального и психического развития.

С физиологической точки зрения младший школьный возраст — это время бурного физического роста, когда адаптация младших школьников диссертация быстро тянуться в вверх, когда особенно очевидна дисгармония в физическом развитии, когда она явно опережает нервно-психическое развитие ребенка. Это сказывается в ослаблении нервной системы, что проявляется в повышенной утомляемости, беспокойстве, повышенной потребности в движениях.

Все это усугубляет ситуацию для ребенка, истощает его силы, снижает возможности в опоре на ранее приобретенные психические образования. Адаптация младших школьников диссертация связи с этим становится понятной тревога родителей и врачей за ход адаптации ребенка к школе. Следующим условием успешности является состояние здоровья ребенка физическая готовность к обучению — один из основных факторов, влияющих не только на длительность и успешность адаптации к школе, но и на весь процесс дальнейшего обучения.

Легче всего адаптируются здоровые дети, намного тяжелее — часто болеющие дети и дети с хроническими заболеваниями в компенсированном состоянии. У большей части из них в начале школьного обучения отмечается ухудшение состояния здоровья, сопровождающееся возникновением нервно-психических отклонений 7.

Оценивая состояние здоровья детей при их поступлении в школу следует учитывать следующие показатели: уровень физического и нервно-психического развития; уровень функционирования основных систем организма; наличие или отсутствие хронических заболевания; степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям, а также степень социального благополучия ребенка. По совокупности выявленных показателей судят о состоянии здоровья детей. Выделяют пять групп детей. Первая группа - это здоровые дети, не имеющие отклонений по всем признакам здоровья, не болеющие за период наблюдений, а также адаптация младших школьников диссертация незначительные единичные отклонения, не влияющие на состояние здоровья.

Дети, входящие в эту группу, представляют наиболее правовые относящиеся к информации по информатике и тревожную категорию, поскольку даже незначительные нагрузки могут привести к резкому ухудшению состояния их здоровья и развитию хронических заболеваний. В третью группу входят дети, страдающие различным хроническими заболеваниями в период между обострениями, а в четвертую и пятую - дети, имеющие серьезные, грубые нарушения в состоянии здоровья, несовместимые с обучением ребенка в массовой школе.

Готовность ребенка к началу систематического обучения является следующим не менее важным фактором. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению — это один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства.

Готовность ребенка к школе определяется уровнем развития личности в интеллектуальном, мотивационном, коммуникативном и физическом отношениях. Рассмотренные в отечественной психологии представления о психологической готовности ребенка к школе во многом основываются на сформулированной Л. Выготским идее о том, что готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе знаний и умений, сколько в уровне развития познавательных процессов.

Готовность к школе, связывалась им прежде всего, со способностью обобщать, дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира, устанавливать причинно-следственные связи, делать самостоятельные выводы. Божович подчеркивала важность личностной и интеллектуальной готовности к школе.

Она считала, что эти аспекты важны как для успешного овладения учебной деятельностью, так и для скорейшей адаптации ребенка к новым условиям; успешность обучения во многом зависит и от уровня мотивационного развития, уровня произвольности поведения и развития интеллектуальной сферы. Таким образом, психологическая готовность ребенка к школьному обучению представляет собой структуру взаимосвязанных элементов: интеллектуальную, личностную и эмоционально-волевую.

Под интеллектуальной готовностью следует понимать требуемый уровень развития некоторых познавательных процессов.

Наиболее важными показателями интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе являются характеристики развития его мышления и речи. К концу дошкольного возраста центральным показателем умственного развития детей является сформированность у них образного и основ словесно-логического мышления.

На протяжении дошкольного возраста у детей начинают закладываться основы словесно-логического мышления, базирующиеся на наглядно-образном мышлении и являющиеся естественным его продолжением. Шестилетний ребенок способен к простейшему анализу окружающего мира: разведению основного и несущественного, несложным рассуждениям, правильным выводам.

Кроме того, в исследованиях обнаружено, что к старшему дошкольному возрасту дети, пользуясь системой общественно выработанных сенсорных эталонов, овладевают некоторыми адаптация младших школьников диссертация способами обследования внешних свойств предметов. Их применение дает возможность ребенку дифференцированно воспринимать, анализировать сложные объекты.

Давыдова, Г. Шамова , Т. Алексеева, Т.

Обобщая вышесказанное и учитывая возрастные особенности развития познавательной сферы ребенка, можно говорить, что развитие интеллектуальной готовности к обучению в школе предполагает:.

Интеллектуальная готовность является важной, но не единственной предпосылкой успешного обучения ребенка в школе. Личностная готовность предполагает определенный уровень развития мотивационной сферы. Для самого человека личность выступает как его образ - Я, Я - концепция. Определяющую роль в личностной составляющей психологической готовности к школе играет мотивация дошкольника. Большое внимание роли мотивационной сферы в формировании личности ребенка было уделено в теоретических работах Л.

Адаптация младших школьников диссертация этих же позиций рассматривалась психологическая готовность к школе, то есть наиболее важным признавался мотивационный план. Были выделены две группы мотивов учения:.

Адаптация младших школьников диссертация 9998210

Анализируя предпосылки, необходимые для успешного овладения учебной деятельностью, Д. Эльконин и его сотрудники выделили следующие параметры:. Фактически эти адаптация младших школьников диссертация и могут рассматриваться в качестве того нижнего уровня актуального развития произвольности, на который опирается обучение в первом классе.

Личностная готовность также предполагает определенный уровень развития эмоциональной сферы ребенка. Ребенок осваивает социальные нормы выражения чувств, изменяется роль эмоций в деятельности ребенка, формируется эмоциональное предвосхищение, чувства становятся более осознанными, доклад война во вьетнаме, разумными, произвольными, внеситуативными, формируются высшие чувства — нравственные, интеллектуальные, адаптация младших школьников диссертация.

Помимо личностной готовности можно выделить еще один компонент психологической готовности ребенка к школе — социально-психологическую готовность, определяя ее как формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителями. Ребенок приходит в школу, класс, где дети заняты общим делом, и ему необходимо обладать достаточно гибкими способами установления взаимоотношений с другими детьми, уметь войти в детское общество, действовать совместно с другими, уметь уступать и защищаться.

Таким образом, данный компонент предполагает развитие у детей потребности общения с другими, умение подчиняться интересам и обычаям детской группы, развивающиеся способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения. По мнению ряда исследователей, в структуре социально-психологического компонента школьной готовности можно выделить следующие подструктуры:.

Использование понятия компетентности связывается авторами с тем, что оно не так часто употребляется в детской психологии и, следовательно, таким образом можно избежать различий в его интерпретации. Исходя из этого, социальная компетентность — это знание норм и правил поведения, принятых в определенной социально- культурной среде, отношение к ним; реализация этих знаний на практике.

Под языковой компетентностью понимается такой уровень речевого развития, который позволяет человеку в процессе общения свободно использовать свои знания о языке. Эти два вида компетентности можно рассматривать как элементы коммуникативной компетентности, или более широко — компетентность в общении, которая включает в себя еще знание и понимание невербального языка общения, умение вступать в контакт как со своими сверстниками, так и со взрослыми.

Коммуникативная, социальная и речевая компетентности, формирующиеся в процессе социализации и воспитания ребенка, к окончанию дошкольного детства имеют определенный уровень развития, который и отражает уровень социально-психологической готовности ребенка к школьному обучению. Эмоционально-волевая сфера - это особенности человека, касающиеся содержания, качества и динамики его эмоций и чувств. Проще говоря - это психоэмоциональное состояние человека.

Доказано, что эмоциогенные факторы оказывают мощное воздействие на психическую адаптация младших школьников диссертация ребенка.

Реферат безопасность мобильных телефонов9 %
Государство и интернет реферат59 %
Реферат дар бораи об93 %
Александр 1 доклад по истории кратко74 %
Кулинарная разделка и обвалка свиной туши реферат71 %

Чаще всего эмоциональная напряженность сказывается на психомоторике ребенка, на его волевых усилиях; она приводит к нарушениям речи, снижает эффективность запоминания у детей. Наряду с этим эмоциональная напряженность оказывает сильное влияние на внутренние изменения в самих психических процессах. Наибольшие изменения происходят по мере убывания в памяти, психомоторике, речи, скорости мышления и внимании.

Таким образом, мы видим, что эмоциональная устойчивость является важнейшим условием нормальной учебной деятельности детей. Дети по-разному реагируют на действие эмоциогенных факторов, но нет ни одного ребенка, который бы на них не отреагировал.

В условиях эмоциональной напряженности некоторая часть детей практически не изменяет продуктивности своей деятельности, другие же вообще оказываются неспособными к какой-либо деятельности. Подобное состояние сказывается на всей системе его взаимоотношений с окружающими. Таким образом, к началу школьного обучения у ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне которой возможны и развитие и протекание учебной деятельности.

Психологическая готовность к школе включает личностную мотивационнуюволевую и интеллектуальную готовность. Личностная готовность, помимо социальной позиции школьника, предполагает ориентацию на учебное содержание.

Волевая готовность связана с развитием произвольности и со способностью действовать по правилу, заданному учителем. Умственная готовность включает овладение средствами познавательной деятельности, децентрацию и интеллектуальную активность ребенка Так же следует сказать, что высокие показатели психологической готовности, как правило, обеспечивают успешность адаптации ребенка к школе, однако не гарантируют, что в начальной школе у ребенка не возникнет проблем.

Адаптация детей к школе в значительной степени определяется и такими факторами, как содержание обучения и методика преподавания.

Рациональная организация учебных занятий и режима дня существенно облегчает процесс адаптации детей к школе. При этом важно учитывать, что расписание учебных занятий, методы преподавания, содержание и насыщенность учебных программ, а также условия школьной среды должны соответствовать возрастным функциональным возможностям первоклассников.

В известной степени облегчает адаптацию к школе предварительное пребывание детей в детском саду. В своих работах А. Глушенко указывает, что на развитие и течение адаптационного процесса влияет характер воспитания в дошкольном возрасте. Быстрее адаптируются дети, посещавшие до школы детский сад, а у тех, кто воспитывался дома, чаще наблюдались двигательная расторможенность, нежелательные изменения в характере общения со сверстниками. Специфика педагогического общения обусловлена различными социально-ролевыми и функциональными позициями его субъектов.

Стиль общения и руководства в значительной степени определяет эффективность обучения и воспитания, а также особенности развития личности и формирования межличностных отношений в учебной группе, особенно на начальном этапе обучения В настоящее время выделяются три основных стиля педагогического общения: демократический, авторитарный и попустительский. В исследовании М. Зеленовой было показано, что адаптация детей к школе более благоприятно протекает в классе у учителя, придерживающегося демократического типа педагогического взаимодействия.

У ребят к концу года снижается выраженность таких симптомокомплексов, адаптация младших школьников диссертация, как незащищенность, недоверие к себе, враждебность, депрессивность, чувство неполноценности и конфликтность. Личностно ориентированный учитель создает в классе атмосферу, благоприятную для совпадения индивидуальных потребностей детей с требованиями школы. Немаловажным фактором является создание положительного микроклимата в школьном коллективе.

Биологические механизмы адаптации раскрыты в работах Н. Бернштсйна, Ч. Дарвина, Ж. Ламарка, Г. Спенсера и др. Следует отметить, что адаптация отражает всеобщее свойство живой материи приспосабливаться к условиям среды и присуща растениям, животным, людям.

В настоящее время биологическая адаптация достаточно хорошо изучена, но продолжает быть в центре внимания ученых. Адаптацию как приспособление организма помимо биологии рассматривают такие науки, как физиология адаптация младших школьников диссертация медицина.

Однако каждая из них определяет эту категорию исходя из своей специфики. Значительный вклад в изучение физиологических механизмов процесса адаптации внесли выдающиеся отечественные физиологи И. Павлов, А. Ухтомский, П. Их исследования доказали, что в ответ на действие среды адаптивные реакции обеспечиваются не отдельными органами, а определенным образом организованными и соподчиненными между собой функциональными системами.

Казначеев, Ф. Меерсон, В. Стригин и. Особенности адаптации детского организма исследовали А. Баркан, СМ. Громбах, Л. Жданова, А. Солнцев, О. Кочерона и другие медики и физиологи. Особый интерес в контексте нашей проблемы вызывают работы физио-лоюв А. Хрипковой, М. АнтроповойД. Колесовав которых затронуты вопросы адаптации детей и подростков к учебным нагрузкам.

Ученые выявили, что организм детей и подростков благодаря лабильности функциональных систем довольно быстро адаптируется к широкому кругу самых разнообразных воздействий внешней среды. По мнению Д. Колесова, при обучении в школе наиболее чувствителен к воздействию различных неблагоприятных факторов возраст лет и период полового созревания, когда психофизиологическое развитие наиболее интенсивно. Хрипкова и М. Подобные суждения содержатся в работах М.

Безруких, СП. Воинова и других ученых, занимавшихся исследованием проблемы адаптации детей к обучению в школе. В данных науках адаптация изучается применительно ко всему населению, коюрте эмигрантов, семье, учащимся, различным социальным группам и общностям. Обилие литературы сопровождается и многообразием точек зрения на ее адаптация младших школьников диссертация и содержание.

Например, в ряде научных работ адаптация рассматривается как: - приспособление, ответная реакция на изменение среды И. Калайков, ; М. Дьяченко, Л. Кандыбович, ; - форма, средство гармонизации взаимодействия личности и среды В.

Верещагин, ; - функция развития, процесс, характеризующий развитие личности П. Кузнецов, ; - этап в самореализации личности, направленный на присвоение социальных норм и ценностей Г. Дорофеева, Мы рассматриваем адаптацию как органичную составляющую развития человека в окружающей природной, социальной и культурной среде. Адаптация включает биологический, физиологический, психологический и социальный уровни.

НалчаджанЛ. ШпакЭ. Мусаева и другие ученые сходятся во мнении, что в процессе социальной адаптации личность приспосабливается к социальной среде, адаптация младших школьников диссертация также в силу своей активности преобразовывает её. Итак, рассмотрев взгляды ученых на адаптацию в целом, переходим непосредственно к рассмотрению социальной адаптации, так как именно она является предметом изучения данного параграфа.

Социальная адаптация относится к разряду междисциплинарных научных адаптация младших школьников диссертация. Поэтому для получения целостного представления о ее сущности мы сочли необходимым рассмотреть это понятие с точки зрения разных наук, не ограничиваясь рамками только лишь педагогического подхода. Социальной адаптации посвящено значительное количество научно-исследовательских работ в области философии и социологии В.

Доклад по теме великаны, И. Калайков, Адаптация младших школьников диссертация. Матулене, И. Адаптация младших школьников диссертация, К. Рубчевский, СП.

Татарова, Л. Шпак, Г. Царегородцев и др. В них раскрываются сущность, структура социальной адаптации, анализируются факторы, определяющие ее течение и результаты. Социальная адаптация в этих работах представлена как процесс вхождения личности в социальную среду, освоения ее норм, правил, ценностей, новых социальных ролей л позиций. При этом исследуются такие разновидности социальной адаптации, как производственная, профессиональная, досуювая, бытовая, социокультурная, социально-политическая, адаптация к коллективу и др.

Искусство представляет собой одну из древнейших форм человеческой деятельности, духовной активности человека. Первоначальные продукты художественного творчества людей датируются временем позднего палеолита е тысячелетия до н. По мнению М. ЛифшицаГ. Голошумо-войизначально искусство возникло как необходимая разновидность приспособительной деятельности первобытного человека, как первая форма познания мира, направленная на его освоение.

Многие ученые отмечают, что уже при своем возникновении искусство осуществляло несколько социальных функций: служило средством познания окружающего мира; являлось формой общения между людьми, способом выражения их мыслей, чувств, желаний и стремлений; доставляло человеку эстетическую радость, развивало творческие способности. С момента возникновения искусство являлось своеобразным институтом социализации.

В настоящем параграфе мы рассмотрим возможности искусства в социальной адаптации младших школьников. Но в реальности существует не искусство вообще, а живопись, литература, музыка, хореография, кино и прочие виды искусства.

В эстетике представлены разные классификации искусств. Первый принцип классификации основан на делении искусств на пространственные, адаптация младших школьников диссертация и пространственно-временные. К пространственным относят живопись, графику, скульптуру, архитектуру и прикладные искусства гобелены, вышивки и т. Следующий принцип классификации - принцип соотношения понятийности, изобразительности и выразительности. Развитие творческого мышления младших школьников в условиях клубной деятельности Мукина Александра Николаевна.

Психологические условия формирования ценностности учебной деятельности младшего школьника Рюмина Ирина Михайловна. Поисково-исследовательская деятельность как условие формирования нравственной сферы младшего школьника Козловская, Наталья Александровна. Психолого-педагогические условия объективизации оценки психических состояний школьников в учебной деятельности Мензул Елена Владимировна.

Развитие креативности младших школьников в художественно-изобразительной деятельности в разных условиях обучения Зеленкова Ирина Викторовна. Психологические условия гармонизации переживаний ребенка Селиванова Татьяна Александровна. А Вам нравится? Адаптация младших школьников к учебной деятельности в условиях школы-лицея Сарычева, Татьяна Сергеевна. Общие теоретические и методологические подходы к изучению процесса адаптации 10 1. Освоение учебной деятельности в младшем школьном возрасте как модель социально-психологической адаптации 22 1.

Феномен школьной готовности как проявление индивидуально-психологических особенностей возрастного развития 50 2. Психологический и педагогический подходы к определению школьной готовности: сравнительный анализ адаптация младших школьников диссертация 2. Методы и результаты исследования функциональных состояний младших школьников на начальном этапе обучения 67 2. Оценка психофизиологического статуса первоклассников 77 2. Функциональные показатели когнитивной успешности первоклассников 82 2. Динамика разноуровневых показателей школьной адаптации младших школьников в течение первого - начала второго года обучения 89 3.

Структурно-динамический анализ психофизиологических показателей школьной адаптации 89 3. Структурно-динамический анализ когнитивных показателей школьной адаптации 96 3.

Структурно-динамический анализ эмоционально-личностных показателей школьной адаптации 3. Сравнительный анализ разноуровневых показателей адаптации к учебной деятельности в младшем школьном возрасте 3. Варианты освоения учебной деятельности в младшем школьном возрасте Выводы по III главе Выводы Заключение Библиографический список Приложения Общие теоретические и методологические подходы к изучению процесса адаптации Феномен школьной готовности как проявление индивидуально-психологических особенностей возрастного развития Динамика разноуровневых показателей школьной адаптации младших школьников в течение первого - начала второго года обучения Введение к работе Актуальность темы исследования.

Одной из причин подобного интереса можно назвать увеличивающуюся диссоциацию между непрерывно растущими информационно-динамическими адаптация младших школьников диссертация современной социокультурной среды, с одной адаптация младших школьников диссертация, и психическими способностями и психофизиологическими возможностями человека, с другой стороны. В ходе исследования решались следующие задачи: 1 Теоретический анализ специальной литературы по проблемам адаптации и школьной адаптации в младшем школьном возрасте, критериев ее диагностики и оценки; 2 Сравнительный анализ психологического и педагогического подходов к определению школьной готовности; 3 Психодиагностическая оценка психофизиологических и психологических показателей функционирования младших школьников в аспекте анализа школьной адаптации и освоения учебной деятельности; 4 Изучение функциональных состояний и их динамики у учащихся, находящихся в различных режимах учебной деятельности для оценки эффективности школьной адаптации; 5 Дифференциация вариантов освоения учебной деятельности в младшем школьном возрасте.

Петровского; методология изучения состояний — теория функциональных систем П. Для решения поставленных задач использовался теоретический анализ специальной литературы по теме исследования; метод математического анализа сердечного ритма вариационная пульсометрия по Р. Научная новизна работы заключается в разработке: — типологии детского развития в младшем школьном возрасте на основании соотношения педагогической и психологической оценки готовности ребенка к школьному обучению; — схемы обработки результатов дихотического прослушивания, позволяющей оценивать состояние умственной работоспособности учащихся; — типологии динамики психофизиологических состояний младших школьников с учетом направления и величины изменения вегетативных показателей.

Теоретическая значимость: — показана специфика развития младших школьников в условиях личностно-ориентированного обучения с привлечением дополнительных развивающих занятий; — установлена связь между типом вегетативной регуляции и возможностью произвольной регуляции поведения в младшем школьном возрасте; — разработана схема анализа индивидуально-психологических вариантов освоения учебной деятельности в младшем школьном возрасте на основе комплексной оценки разноуровневых показателей школьной адаптации.

Березин выделяет три группы факторов, активизирующих адаптационные механизмы [30]: 1 резкое изменение условий среды; 2 существенная трансформация потребностей и целей индивидуума; 3 дефицит физических или психических ресурсов, обеспечивающих возможность удовлетворения значимых потребностей субъекта.

Громбах выделяет три условия отнесения реакций организма к адаптационным [81]: 1 внешние адаптация младших школьников диссертация являются для организма необычными, новыми и создают несоответствие внешней среды свойствам организма в данный момент; 2 ответная перестройка организма происходит в результате более или менее длительного или многократного воздействия, оставляющего след в тех функциональных системах, которые играют главную роль в осуществлении реакции на данное воздействие.

Феномен школьной готовности как проявление индивидуально-психологических особенностей возрастного развития В конце ХХ-го столетия в отечественной педагогике наметилась тенденция к смене приоритетных принципов общего образования.

Динамика разноуровневых показателей школьной адаптации младших школьников в течение первого - начала второго года обучения Исследование динамики результатов вариационной пульсометрии ВПМ позволяет выявить: 1 изменения функционального напряжения школьников в течение учебного года; 2 влияние различных педагогических ситуаций, в которых находятся учащиеся контрольной и экспериментальной группы, на их психофизиологическое состояние.

Похожие диссертации на Адаптация младших школьников к учебной деятельности в условиях школы-лицея. Подробная информация. Каталог диссертаций. Служба поддержки. Каталог диссертаций России. Англоязычные древнекитайская философия кратко. Диссертации бесплатно.

Предстоящие защиты. Рецензии на автореферат. Отчисления авторам. Мой кабинет. Заказы: забрать, оплатить. Мой личный счет. Общеуниверситетские коллекции Магистерские диссертации. Исследование взаимосвязи показателей школьной адаптации учащихся адаптация младших школьников диссертация классов : магистерская диссертация. Investigation of the interrelation between the indicators of school adaptation of students in the 5th grade.

Шарина, И. Sharina, I. Permiakova, M. Пермякова, М. Шарина И.

DEFAULT2 comments