Проблема сознания в философии доклад

Харин Ю. Поиск оснований существования сознания прошел длинный путь. Естествознание доказывает, что сознание не может существовать в отрыве от мозга, связано с деятельностью высокоорганизованной материи. Философско-реалистическое направление в понимании источников сознания выделяет следующие факторы: 1. Конспект лекций по философии Философия.

Гносеологическая сторона основного вопроса философии познаваемость мира решается двумя противоположными путями : 1. Мир познаваем. Мир не познаваем. В процессе же взаимодействия с действительностью, умственная деятельность сознания характеризуется наличием двух компонентов: 1.

Компонент чувственных ощущений внутренних о себе и внешних, о мире. Таким образом, в понятиях происходит объективация сознания в форме мысленного обнаружения и терминологического определения отдельных объектов и явлений действительности. Исходя из этого, суждение — это объективация сознания в форме выявления истинности или проблема сознания в философии доклад существующих между понятиями связей и отношений, которые мышление обнаруживает или создает самостоятельно.

Например: Все преступления наказуемы законом 1-я посылка.

9084449

Воровство есть преступление 2-я посылка. Воровство наказуемо законом заключение из двух посылок. Исходя из этогоумозаключение — это объективация сознания в результатах осмысления мышлением действительности. Следовательно, языковые функции относительно объективации сознания можно сформулировать двунаправлено: 1. Коммуникация мыслей и результатов мышления. Main Menu Home Философия.

Возникновение сознания было бы чудом без той эволюции различных форм отражения в живой природе, которая является его предысторией. Общество как развивающаяся система

Конспект лекций Философия — ответы. Конспект лекций по философии Философия. Ответы на вопросы. Вопросы на экзамен по философии Философия — ответы на экзамен. Вводя понятие "действительность", мы получаем четырехчленную схему: действительность - сознание - логика - язык. Каждую пару из этой схемы можно рассматривать отдельно, и эти парные отношения будут представлять реальные проблемы, решение которых привело к возникновению конкретных научных дисциплин.

Определяющее влияние на разработку этой проблемы оказал 3. Фрейд, открывший целое направление в философской антропологии и утвердивший бессознательное как важнейший фактор человеческого измерения и существования. Он представлял бессознательное как могущественную силу, которая противостоит сознанию. Согласно его концепции, проблема сознания в философии доклад человека состоит из трех пластов. В нем сосредоточены различные биологические влечения и страсти, прежде всего сексуального характера, и вытесненные из сознания идеи.

Проблема бессознательного интересовала и швейцарского психиатра К. Содержание коллективного бессознательного составляют, по нему, общечеловеческие первообразы -- архетипы например, образ матери-родины, народного героя, богатыря и т.

Совокупность архетипов образует опыт предшествующих поколений, который наследуется новыми поколениями. Сущностное ядро личности составляет единство индивидуального и коллективного бессознательного, но основное значение имеет все-таки последнее. Человек, таким образом, -- это прежде всего существо архетипное. Проблема бессознательного и сознательного развивалась и другими представителями психоанализа -- последователями Фрейда.

Согласно теории А. Одним из наиболее важных факторов развития человека, по Фромму, является противоречие, вытекающее из двойственной природы человека, который является частью природы и подчинен ее законам, но одновременно это и субъект, наделенный разумом, существо социальное. Она связана с тем, что ввиду отсутствия сильных инстинктов, которые помогают в жизни животным, человек должен принимать решения, руководствуясь своим сознанием. Таким образом, разработка проблемы бессознательного внесла существенный вклад в исследование структуры индивидуального и общественного сознания, разграничив область человеческой психики на сферу сознательного и бессознательного.

В качестве основных рецензия путешествие к центру механизмов, обеспечивающих формирование и развитие сознания, выступают традиция и образование.

При всей консервативности институтов традиций и образования они, так же как и деятельность, раскрывают творческую природу сознания. Структурная дифференцированность и интегральность, социокультурная обусловленность и индивидуальность Я, непосредственность чувств и отвлеченность рациональных конструкций, отражение и творчество - все эти характеристики органично дополняют друг друга в реальном опыте сознания.

Анализируя проблему сознания, нельзя оставить без внимания вопросы о том, что входит в него и как оно "работает", функционирует. В качестве первичной конструкции можно выделить следующие уровни проблема сознания в философии доклад чувственно-эмоционального, связанный с непосредственным отражением внешней действительности; абстрактно-дискурсивный, предполагающий интеллектуальную обработку проблема сознания в философии доклад данных в соответствии с заданным культурной традицией логико-понятийным и ценностным каркасом; интуитивно-волевой, акцентирующий не редуцируемый к внешним характеристикам опыт "Я", самосознания.

Данная схема может быть конкретизирована относительно когнитивной, аксиологической и регулятивной проекций сознания см. Когнитивная проекция описывает механизмы воспроизведения и познания свойств действительности, аксиологическая конкретизирует иерархию ценностных ориентации, регулятивная выявляет связанные с поведением и деятельностью человека стороны сознания.

Акцент на онтологии индивидуального сознания сущностно пересматривает традиционные представления о привилегированном статусе разума. Начиная с К. Юнга, в психологии и философии говорят о двух типах мышления: образно-ассоциативном и рационально-логическом, причем генетически первичным и функционально более значимым оказывается образно-ассоциативное мышление.

Эмпиризм и рационализм В зависимости от того, какое мировоззрение было господствующим в ту или иную эпоху менялось и понимание сознания. Юнг К.

Согласно Юнгу, различия между ними состоят в следующем: если разум экстравертен, подчинен "внешним" языковым, логическим и причинно-следственным связям, то интровертивный опыт образного мышления представляет собой его подлинную и наиболее органичную среду.

Поток свободных ассоциаций всякий раз "перекрывает" искусственную логику разума, а подлинное понимание идеальных смыслов обеспечивается не столько умозаключением, сколько интуицией, обеспечивающей синхронную целостность рационального и чувственного, прошлого и настоящего, внутреннего и внешнего.

Интуиция как основной когнитивный механизм образно ассоциативного типа мышления связана с непосредственным знанием об объекте, получаемым в результате внелогического соединения различных фрагментов опыта в целостный образ. Существуя помимо устойчивых логических и языковых структур, интуиция тем не менее в ином по сравнению с разумом контексте воспроизводит социокультурную размерность сознания, являясь результатом изначальной, обусловленной наличной проблема сознания в философии доклад нацеленности мысли на проблему и предварительной работы по ее решению.

Сознание неразрывно связано с языком и возникает одновременно с. Между сознанием и языком существуют определенные взаимоотношения. Язык выступает способом существования сознания.

4.1 Постановка проблемы сознания в философии - Философия для бакалавров

Связь сознания с языком проявляется в том, что возникновение и формирование индивидуального сознания возможно в том случае, если человек включен в мир словесного языка. Вместе с речью индивид усваивает логику мышления, начинает рассуждать о мире и о. Чем богаче содержание духовного мира человека, тем более ему нужно языковых знаков для его передачи. Изменение языка является показателем изменения сознания.

Проблема сознания в философии

Язык - это система знаков, посредством которых осуществляется познание человеком мира и самого. Знак - это материальный предмет, воспроизводящий свойства другого предмета. Можно выделить естественную вербальная, устная, письменная речь, звуки, и искусственную, возникающую на основе естественной язык логики, математики, музыки, системы знаков языка.

Одним из условий возможности формирования и объективации сознания индивида является способность посредством языка заявить о своем самостоятельном сознания. В речевом общении человек обретает способность к сознанию и самосознанию. Содержание сознания напрямую зависит от пространства речевого общения.

Специфика национального языка оказывает влияние на характер и содержание национальной культуры. Например, европейские языки ориентированы на рациональное отношение к доклад и содержат меньше слов для передачи эмоционального состояния, переживания внутреннего опыта. Различие между сознанием и языком заключается доклад том, что мысль - это отражение объективной реальности, а слово - способ закрепления и передачи мысли.

Язык способствует взаимопониманию между людьми, а также осознанию человеком своих действий и самого. Значение языка для понимания опыта сознания огромно. Фактически любой факт нашего сознания отражен в соответствующем языковом конструкте: высказывании, слове, имени. Язык служит средством образования и выражения мысли. Он выступает в качестве универсального культурного механизма сохранения и трансляции информации, коммуникации.

Язык является необходимым посредником между человеком и миром, восприятие и познание которого возможны лишь через призму языка. Например, всякий язык содержит определенную "концептуальную схему", которая посредством конкретных грамматических форм проблема категориально-логическую структуру восприятия пространства, времени, модальности, количества, качества и тому подобного, специфичную для тех или иных этнокультурных групп.

Различие содержаний понятий "сознание" и "мышление" реферат на ряды фурье могут осуществлять на основе различения разных режимов или, как говорил Ф. Бэкон, разных порядков работы сознания; стихийного или естественно складывающегося в процессе непосредственной человеческой жизнедеятельности философии автономного, то есть дающего себе собственные основания и правила работы.

Реферат тбо проблемы и решенияРеферат кризис 2008 годаБаза данных курсовая работа
История развития госзаказа рефератСтрадательный залог в английском языке курсовая работаДикий зверь снегирев рецензия
Доклад про большую панду из красной книгиРеферат на тему профессиональная культура социального работникаРецензия на книгу любовь живет три года
Как оформляется презентация к курсовой работеПрофилактика кариеса у детей курсовая работаПрофессия дизайнер одежды реферат

Сознание человека в его повседневном существовании непосредственно, стихийно включено в мир и в процессы индивидуальной жизнедеятельности. В этой своей естественной включенности в мир человек всегда каким-либо образом постигает, понимает и интерпретирует. Такое сознание еще нельзя называть мышлением в строгом смысле этого слова, поскольку, оставаясь стихийным сознанием мира и себя самого, оно действует не на основании собственных принципов, но исходя из мнений, предрассудков, привычек, традиций и т.

Проблема сознания в философии доклад 2380

Мышлением стихийное сознание еще должно себя сделать. Мышление оказывается трудом, заданием сознания самому себе, если оно, конечно, хочет научиться мыслить, то проблема сознания в философии доклад понимать мир и себя самого объективно, действовать автономно и разумно. А это предполагает проработку сознанием самого себя по некоторым специальным правилам. Живое переживание "наличной очевидности" всех содержаний и значений своего опыта - одно из условий аутентичного мышления и аутентичного существования у философов разных эпох - от Платона, Декарта, Канта до феноменологии и экзистенциализма.

Освободившись от всего унаследованного в силу воспитания, традиции, привычки и прочего, мысль стремится отыскать в себе самой некие "последние достоверности", исходные истины, на которые она могла бы уверенно опереться и сделать их фундаментом достоверного знания. Исходя из этих интуитивно открываемых в самом себе достоверностей, работая по собственным правилам и контролируя все свои шаги, мышление стремится выстроить систему достоверного знания о мире, о человеке и самом.

Одним словом, сознание, которое хочет быть полноправным, самосознательным, и ответственным участником определения наших способов быть и действовать в мире, а для этого оно хочет знать Истину, то есть стремится стать мышлением в строгом смысле слова, спрашивает себя: как я знаю то, что я знаю?

Откуда во мне это знание? На основании чего я могу считать свое знание достоверным и истинным? Строгая философская рефлексия предполагает, что знаем мы только то, происхождение и способы получения чего мы можем удостоверить собственным сознанием. Сознание предполагает выделение субъектом самого себя в качестве носителя определенной позиции по отношению к миру.

Это выделение себя, отношение к себе, оценка своих проблема сознания в философии доклад, которые являются необходимым компонентом всякого сознания, образуют разные формы той специфической характеристики человека, которая именуется самосознанием. Самосознание -- динамичное исторически развивающееся образование, выступающее на разных уровнях и в разных формах.

[TRANSLIT]

Первой его формой, которую иногда называют самочувствием, является элементарное осознание своего тела и его вписанности в мир окружающих вещей и людей.

Более высокий уровень самосознания связан с осознанием себя в качестве принадлежащего к тому или иному человеческому сообществу, той или иной культуре и социальной группе.

  • Умственная деятельность — это по своей форме есть диалог сознания с самим собой в процессе своего взаимодействия с действительностью.
  • На основании чего я могу считать свое знание достоверным и истинным?
  • Когда этого нет, то сознание остается узким, ограниченным, неразвитым, несовершенным.
  • Проблема сознания в философии.
  • Мозг как макроструктурная природная система обеспечивающая на клеточно-тканевом уровне организации материи, осуществлении общих функций сознания.
  • Творческая активность сознания.

Наконец, самый высокий уровень развития этого процесса проблема сознания в философии доклад возникновение сознания Я как административного судопроизводства реферат особого образования, похожего на Я других людей и вместе с тем в чем-то уникального и неповторимого, могущего совершать свободные поступки и нести за них ответственность.

Досократический этап 6. Проблема человека и истины в древнегреческой философии. Сократ 7. Классический период античной философии. Платон, Аристотель 8. Эллинско-римская философия 9. Основные проблемы философии средневековья. Августин Блаженный Философия Средних веков. Учение Фомы Аквинского Натурфилософское направление Возрождения. Идеи эпохи Возрождения Философия Нового времени. Эмпиризм и рационализм Эволюция британского эмпиризма Нового времени.

Ученые физиологи, психологи, педагоги, социологи и др. Философию сознание интересует с точки зрения его природы и сущности, его возможностей в познании и преобразовании мира. Философия рассматривает сознание, прежде всего, с точки зрения его онтологического статуса.

Онтология как учение о бытии не может выводить проблему сознания за свои рамки, ибо бытие, как уже отмечалось выше, представляя собой единство форм и способов существования, включает в себя и материю, и сознание. Определяя место сознания в структуре бытия, материалисты связывают сознание с функцией высшей формы организации материи головного мозга. Идеалисты истолковывают сознание как сущность бытия, проблема сознания в философии доклад нечто не зависящее от природного и социального бытия и созидающее.

Таким образом, в философии так или иначе признается факт существования сознания и в связи с этим ставится задача объяснить, каковы основания этого существования. Противоположный этому- объетивно-идеалистический подход определяет сознание как независящее от мозга, но определяемое неким духовным фактором Богом, идеей фактически, та же социокультурная доминанта!! Философско-реалистическое направление в понимании источников сознания выделяет следующие факторы: 1.

Внешний предметный и духовный мир; природное, социальные и духовные явления отражаются в сознании в виде конкретных чувственно-понятийных образов. Такая информация есть результат взаимодействия человека с наличной ситуацией, обеспечивающей постоянный контакт с нею. Социокультурная среда, идеи, социальные идеалы, этические и эстетические установки, правовые нормы, знания, средства, способы и формы познавательной деятельности.

Это позволяет отдельному человеку смотреть на мир глазами общества.

Духовный мир индивида, его собственный уникальный опыт жизни и переживаний. Человек и при отсутствии внешних взаимодействий способен переосмысливать прошлое, строить планы и т.

Проблема сознания в философии доклад 6543

Мозг как макроструктурная природная система обеспечивающая на клеточно-тканевом уровне организации материи, осуществлении общих функций сознания. Установлено, что биохимическое состояние мозга влияет на сознание и в этом правы вульгарные материалисты, ошибка их в игнорировании специфики других факторов, в отстаивании положения о вещественности сознания.

Источником сознания выступает, вероятно, и космическое информационно-смысловое поле, одним из звеньев которого является сознание человека. Подтверждается гипотезой в квантово-механической природе мозга. Таким образом источником индивидуального сознания является не сами по себе идеи как у объективных идеалистов проблема сознания в философии доклад не сам по себе мозг как у вульгарных материалистова реальность объективная и субъективнаяотражаемая человеком посредством высокоорганизованного материального субстрага — головного мозга в системе надличностных форм сознания.

Раскрывая природу сознания необходимо выяснить, являются ли сознание атрибутом человека или это явление надчеловеческое, космическое. Второй подход представлен прежде всего в религиозных течениях В.

DEFAULT1 comments